При изучении применения технологии заготовки сена в упаковке сразу возникает вопрос, как перевозить рулоны к месту складирования без повреждения пленки. Естественно мы понимаем, что перевозка при этом должна быть и высокопроизводительной, т. е. чтобы как можно быстрее перевезти большее количество рулонов за короткое время.
Обратимся к тракторным прицепам и полуприцепам. Наиболее пристальное внимание заслуживают транспортировщики ТР-10 и ТР-10-1. Принцип их работы с использованием гидробортов позволят подобрать – перевезти и разгрузить рулоны без повреждения пленки с гарантией 100 %.
В процессе работы задействован один трактор и один механизатор. Транспортировщики работают по схеме «сам гружу – сам вожу».
На рынке представлено много транспортировщиков выполняющих самозагрузку и перевозку, но вот разгрузка у них выполняется или по принципу «самосвала» или, что ещё хуже транспортером назад, это неизбежно приводит к повреждению обмотки. В конструкции ТР-10 и ТР-10-1 эти недостатки отсутствуют. Отличаются транспортировщики ТР-10 и ТР-10-1 только грузоподъемностью. ТР-10 имеет две оси и грузоподъемность 8 тонн, прицеп ТР-10-1 одноосный с грузоподъемностью 4,5 тонны соответственно.
Техника уже хорошо себя зарекомендовала как в регионах средней полосы РФ, так и в Сибири.
Производительность – до 300 рулонов в день, все зависит от плеча транспортировки.
Теперь рассмотрим вопрос - зачем нужны две модели транспортировщиков?
Как мы уже отмечали, ТР-10 это двухосная машина с грузоподъемностью 8 тонн. Такую технику приобретают в основном хозяйства, которым нужна высокая грузоподъемность. Они заготавливают сенаж в поле, у них имеются пресс-подборщики, сено измельчается, происходит обмотка в пленку. И работа ведется с рулонами массой 700–750 кг. Следовательно, пять рулонов будут весить 3,5–4 т. Поэтому требуется устройство грузоподъемностью 8 т.
Хозяйствам, работающим с рулонами, масса которых обычно не превышает 350 кг, не требуется техника грузоподъемность больше 4 т. В связи с этим была проведена модернизация двухосного прицепа, и так появился его аналог – одноосный ТР-10-1.
Так же необходимо учитывать и разницу в стоимости, она составляет порядка 40%, что делает одноосный ТР-10-1 доступным для небольших хозяйств, где не требуется высокой производительности и при неполной загрузке в 4-6 рулонов, одноосный транспортировщик может работать с рулонами 700 -750 килограммов.